НЕФТЬ-ГАЗ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
На главную >>
Теперь на нашем сайте можно за 5 минут создать свежий реферат или доклад

Поиск по книгам

Поиск в текстах книг. Совпадения фразы ищутся в предложениях текстов книг.
Введите фразу для поиска:
Область поиска: тексты оглавления названия авторы УДК Искать везде в найденном

Экология

Кратко о предмете

Экологические проблемы в последние годы стали "вечными спутниками" процесса развития современной цивилизации. Острота этих проблем обусловлена массовым вовлечением природных ресурсов в сферу хозяйственной деятельности.

Для существования любого общества необходимо не только обеспечить простое воспроизводство материальных благ, но и увеличить их количественное разнообразие, а также улучшить их качественное состояние. Процесс этот непрерывный, и именно он предполагает использование расширяющегося спектра природных, материальных и энергетических ресурсов. При этом ресурсы любого вида преобразуются путем применения различных технологий в продукт потребления. Однако на этом не завершается жизненный цикл продукта. Он продолжает "жить" в другом качестве — либо в виде вторичного сырья, поступающего снова в производство, либо в виде отходов, возвращаемых в природную среду. Если иметь в виду, что современная цивилизация располагает сотнями тысяч технологий от добычи полезных ископаемых до производства необходимых для человека товаров и продуктов, то приведенная упрощенная схема весьма четко представляет процесс воспроизводства материальных благ, отражает процесс непрерывного обмена различных веществ и энергий между средой обитания человека и человеческим сообществом.

В ходе такого обмена общество оказывает постоянное и, большей частью, негативное воздействие на окружающую природную среду, так как все используемые вещества и виды энергии являются компонентами природной среды и взаимосвязаны друг с другом, формируя природную систему. Поэтому извлечение любого из них не только затрагивает всю систему, но и вызывает в ней возмущения различной значимости, последствия которых могут проявиться немедленно или в отдаленном будущем. Уровень таких, как правило, отрицательных последствий зависит от многих факторов и может оцениваться либо опытным путем, либо численно, но лишь в некоторых, весьма ограниченных случаях.

Деятельность человека в его взаимоотношениях с природой привела к настоящему времени к очевидным для большинства населения Земли преобразованиям условий его жизни. Эти преобразования или последствия человеческой (антропогенной) деятельности очень убедительно выражаются в следующем:

  • изменился ландшафт земной поверхности за счет вырубки лесов, распашки степей, мелиорации, создания искусственных озер, морей, больших городов и мегаполисов, строительства дорог и каналов, прокладки различных трасс и пр.;
  • изменился качественно состав природной среды, круговорот и баланс ее составляющих в результате изъятия полезных ископаемых, привнесения не только известных, но и новых, ранее неизвестных природе компонентов, загрязняющих продукты питания, среду обитания и организмы, ее населяющие;
  • изменился тепловой баланс Земли за счет накопления в атмосфере пыли и газов, создающих "парниковый эффект";
  • изменился состав животного и растительного миров за счет снижения биоразнообразия на видовомлопуляционном и экосис-темном уровнях в результате как прямого истребления животных и растений, так и отрицательного воздействия на них измененной антропогенной среды, а также благодаря созданию новых пород животных и сортов растений и их перемещения на новые места обитания;
  • изменились параметры протекания природных процессов, их скорости, направленность, степени завершенности, что обусловлено преобразованиями ландшафтов, нарушениями режимов водотоков, атмосферных процессов и др.;
  • изменились связи в природных системах, между их структурами и компонентами, их составляющими, включая и видовое разнообразие флоры и фауны, что находится в прямой зависимости от загрязнения среды, изъятия ресурсов органического и неорганического мира, преобразования ландшафтов и отражается на продуктивности организмов и растений.

Появление локальных, региональных, глобальных изменений в окружающей нас природной среде и требующих своего разрешения экологических проблем прежде всего обусловлено следующими причинами:

  1. Доведением до предела, а в некоторых случаях исчерпанием способностей природы к самоочищению и саморегуляции, а также к значительному сокращению запасов полезных ископаемых в силу ограниченности и невосполнимости этих ресурсов;
  2. Несовершенством подавляющего большинства используемых, так называемых "экологически грязных" технологий в промышленности и сфере услуг, обусловленных уровнем научно-технического прогресса и другими факторами, из-за чего 90—95 % используемых природных ресурсов поступает в отходы и лишь 5-10 % полезно используется для удовлетворения потребностей населения.
  3. Недостатками в организационно-правовой и экономической деятельности государств и просчетами в экологическом воспитании и образовании жителей планеты. В результате этого у большинства населения Земли сформировалось потребительское отношение к природе, а проблема охраны окружающей среды человечество волнует не в первую очередь.

Постепенно идея охраны природы от разрушения и повреждения ее со стороны человека переросла в форму борьбы за рациональное ресурсопользование. Была признана необходимость планирования потребностей в ресурсах и организации работ по сохранению ресурсного потенциала как базы для непрерывного экологического роста.

Переход от чисто ресурсного подхода к пониманию необходимости сохранения естественной природы и стабильной окружающей среды начал осуществляться только во второй половине XX в. Осознание важности этой проблемы коснулось в первую очередь тех стран, которые являлись потребителями энергии и других природных ресурсов и основными загрязнителями окружающей среды. Своего рода точкой отсчета в осуществлении природоохранной деятельности, основанной на новом мышлении, следует считать Стокгольмскую конференцию (1972 г.), а также конференцию ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.), на которой была принята "Декларация по окружающей среде и развитию", содержащая согласованные с 179 правительствами принципы, определяющие права и обязанности стран в деле обеспечения развития цивилизации и благосостояния людей.

В последние годы в результате ухудшающейся экологической обстановки во многих странах мира, а также под влиянием решений международной общественности ("Декларация Рио", "Повестка дня на XXI" и др.) вопросам образования на всех уровнях обучения, а также и воспитания придается все большая экологическая направленность. Это актуально для каждого человека от рождения до ухода его из жизни. Меняются лишь акценты. В дошкольном возрасте превалирует воспитательный процесс, в школьном — образовательный, а во взрослом — сознательный. В высшей школе роль и значение экологического образования существенно возрастают, так как выпускники вузов в своей профессиональной деятельности в зависимости от ее направленности призваны участвовать либо в экологическом воспитании и образовании новых поколений, либо в развитии новых технологий, производственных процессов и услуг. Изменения в структуре экономики призваны обеспечить устойчивое развитие общества и создать для населения Земли лучшие условия жизни при рациональном использовании ресурсов без нанесения ущерба окружающей среде, сохраняя ее будущим поколениям.

Развивающийся подход устойчивого развития экосистем Земли учитывает:

  • необходимость широкой пропаганды новых этических принципов потребления, отвечающих разумной жизни человечества "по средствам";
  • необходимость сохранения окружающей среды при одновременном развитии человеческого общества.

Деятельность людей в этих направлениях связана с формированием нового мировоззрения, сущность которого может быть определена отношением человека к природе: "человек — не покоритель, а защитник природы". Этот тезис должен стать жизненным принципом каждого жителя Земли. Осознанное его использование предполагает глубокое понимание результатов воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду. Понимание взаимодействия человека и природы, анализ последствий его деятельности и маршрутов их либерализации, планирование стратегии, основанной на заботе о природе и человечестве постигаются через системы экологического обучения и воспитания и образа жизни.

Роль образования в свете глубоких преобразований, происходящих сейчас в обществе, требует выработки новой стратегии в развитии экологической культуры, адаптированной к новым условиям, учитывающим проблемы и требования устойчивого развития и особенности индивида и индустриального общества. Эти условия, с одной стороны, требуют формирования нового мировоззрения на основе неразрывного единства экономических, социальных, экологических и этических принципов, а с другой — такое мировоззрение требует осмысления социально-экономической значимости экологических задач и путей их решения.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности в новых условиях первостепенное значение приобретает воспитание у каждого работника понимания серьезности экологической ситуации, ее прямого влияния на социальное и экономическое развитие общества, повышение личной, в том числе и материальной, ответственности за ущерб, наносимый природе. Важно понимание неразрывного единства вопросов промышленных технологий, экологии, ресурсосбережения, природопользования и экономики для овладения механизмами предвидения экологических и экономических рисков, связанных с низкой культурой эксплуатации основного и вспомогательного оборудования, с нарушениями технологической дисциплины. Не менее важным является и овладение основами малоотходных технологий, способных обеспечить минимальное воздействие на природную среду, элементами экологического мониторинга, оценкой последствий воздействия деятельности предприятий на здоровье населения и др.

Только тогда, когда каждый работник на своем рабочем месте будет представлять свой личный вклад в решение экологических и экономических проблем, можно будет говорить о достаточности экологических знаний персонала предприятий.

Существующая ограниченность или полное отсутствие экологических знаний персонала предприятий промышленности, транспорта, связи во многом определяет сложную, а в некоторых случаях и неблагоприятную экологическую обстановку в городах и районах страны. Одна из причин такого положения состоит в том, что до самого последнего времени (середина 90-х годов) экологическая подготовка инженерно-технических кадров осуществлялась явно недостаточно, а весь характер природоохранной деятельности был в лучшем случае ориентирован на формальное соблюдение определенных нормативов путем очистки стоков и выбросов, а не на борьбу с их причинами. Мало внимания уделялось повышению культуры производства и ресурсосбережению, отсутствовало глубокое чувство личной причастности и личной ответственности каждого участника производственной деятельности за охрану и защиту окружающей среды.

Для кардинального изменения положения в экологической подготовке специалистов инженерного профиля во все учебные планы технических вузов России введена дисциплина "Экология", относящаяся к группе естественнонаучных. Цель введения этой дисциплины — формирование у студентов современного экологического мировоззрения и экологической культуры, понимание личной причастности к решению проблем охраны природы и устойчивого развития общества. Важной целью курса также является создание у студентов заинтересованности в непрерывном расширении своих знаний.

Из книги Большакова В.Н. “Экология”
Просмотреть оригинальные страницы книг в формате djvu можно на сайте: www.nglib.ru.


Главный редактор проекта: Мавлютов Р.Р.
oglib@mail.ru